СМЫСЛОТВОРЧЕСТВО И ЕГО ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ: СЕМАНТИЧЕСКАЯ АТТРАКЦИЯ


2022. № 1 (31), 82-91

Институт философии, Нац. Академия наук Армении, 

Балтийский федеральный ун-т им. Им. Канта

Аннотация:

Мы рассматриваем возможность создания новых смыслов как одно из направлений неологии. Неология должна включать описание процессов не только словообразования, но и смыслотворчества. Развитием асимметричного дуализма языкового знака (С. Карцевский) может стать в одном случае порождение новых означаемых, а в другом — новых означающих. Анализ описанных В. П. Григорьевым механизмов словотворчества Хлебникова (его «языков») может стать основой для создания семантической теории нового типа — ориентированной на описание механизмов не передачи, а порождения смысла. Исходя из этого, расширяя предложенное В. П. Григорьевым понятие паронимической аттракции, мы вводим понятие семантической аттракции — оно призвано объединить те случаи, когда обязательным оказывается одновременное выражение нескольких значений (коннотация, мемы, блендинг, каламбур, клички, ругательства, крылатые выражения и т. п.). Одновременное выражение нескольких значений в речи (тексте) при их определенной иерархизации должно быть рассмотрено как активный процесс смыслообразования. Внутр и одного знака происходит «соображение понятий» (А. С. Пушкин), или перем ножение смыслов (В. Хлебников), это достигается упорядоченным соотнесением различных означаемых. Разграничивая основное первичное денотативное значение от коннотативных, вторичных, экспрессивных и т. п., мы тем самым отражаем существующую между ними иерархию. В этом можно увидеть аналогию с блендингом и эмерджентностью — когда в результате композиции возникают значения, отсутствующие в исходных компонентах. Поскольку асимметричный дуализм может иметь различные проявления, то различные механизмы неологии могут стать одним из существенных параметров типологии идиостилей. Так,  можно разграничивать идиостили Мандельштама и Хлебникова в том числе и на основе доминирования, в первом случае, механизмов семантической аттракции, во втором — паронимической (фонетической).