«Сумеречный» синтаксис Е. Боратынского (на материале сборника «Сумерки» 1842 г.) *
Аннотация:
Статья посвящена анализу синтаксической структуры и грамматической семантики предложений, участвующих в создании архитектоники и метрического пространства цикла «Сумерки» 1842 г. Среди сложных конструкций бóльшую часть составляют бессоюзные бинарные и многочастные образования, что отражает характерную для лирики в целом грамматическую тенденцию: бессоюзные ряды позволяют создавать протяженные пара- или гипотаксические ряды при экономии метрического пространства по причине используемого поэтом асиндетона, а также создают «непрозрачные», недостаточно дифференцированные, семантически синкретичные фразы. Хотя доля распространителей грамматического центра в цикле «Сумерки» очень высока и обусловливает большую среднюю протяженность фразы, в заполнении метрического пространства важную роль играют однородные ряды и осложняющие конструкции, а также развертывание полипредикативных конструкций. Более сложное синтаксическое устройство наблюдается в стихотворениях полиметрических и разностопных.
Основные черты синтаксической организации цикла «Сумерки» позволяют выявить архаизаторскую тенденцию к структурно-семантическому и ритмо-мелодическому усложнению в поэтической грамматике (как и лексике, словоупотреблении) позднего Боратынского, к трансформации языка и стиля «поэта мысли» в направлении меньшей его простоты, ясности, что обусловлено и мучительными, новаторскими поисками «метафизического» языка. «Тайнопись» позднего Боратынского требует вдумчивого, неторопливого чтения, знания культурных традиций, поскольку в поэтике «поэта мысли» особенно ярко высвечиваются черты, сближающие ее с эпохой барочной и классицистической оды, а также со стилем «плетения словес» старорусских книжников, «темным» языком библейского пророчества, церковной проповеди, духовного гимна и псалма.