СЕМАНТИЧЕСКАЯ СОЧЕТАЕМОСТЬ ПЕРСОНИФИЦИРУЮЩИХ МЕТАФОР И СРАВНЕНИЙ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ


2023. № 2 (36), 68-82

Институт русского языка им. В. В. Виноградова РАН

Аннотация:

Статья посвящена проблеме взаимодействия метафор и сравнений разных семантических классов в художественном тексте. Высказывается предположение, что для каждого семантического класса тропов существуют свои наиболее частотные направления семантического согласования с тропами других классов. Отмечается, что наибольшую активность в плане сочетания с элементами различных об- разных полей проявляют персонифицирующие метафоры и сравнения, т. е. такие тропы, образы сравнения которых относятся к семантической категории «Человек». Они часто сочетаются с тропами, образы сравнения которых относятся к семантической категории «Предметы, созданные человеком». Такое взаимодействие обусловлено тесной связью семантических категорий «Человек» и «Предметы» во внеязыковой действительности. Класс предметных образов, чаще всего сочетающихся с персонифицирующими тропами, — это «Ткани, изделия из тканей». Самой высокой частотой употребления в художественных текстах характеризуются тропы подполя «Одежда», которые сами по себе могут создавать антропоморфный образ, характеризуя разные природные реалии. В большинстве контекстов слова подполя «Одежда» сочетаются с обозначениями лиц и с метафорическими предикатами, обозначающими ситуацию одевания. В образное описание могут включаться и другие персонифицирующие элементы: глаголы движения, обозначения частей тела и др. Денотатам, соответствующим образному обозначению одежды (ткани) и обозначению одетого в нее (покрытого ею) субъекта, свойственно широкое варьирование. Смысловая основа каждого тропа может быть представлена в самых разных семантико-синтаксических вариантах, Элементы образного поля «Ткани, изделия из тканей» участвуют и в описании разных других образных ситуаций, кроме наиболее частотной ситуации одевания. Это такие ситуации, как «раздевание», «переодевание», «тканье, прядение, вязание», «расстилание, развешивание ткани» и некоторые другие, более редкие, ситуации: «поднятие флага», «разрывание ткани» и др. Взаимодействие тропов с образами сравнения класса «Ткани,изделия из тканей» с олицетворением, семантико-синтаксическое варьирование образных ситуаций способствует созданию ярких, живых, разнообразных персонифицирующих метафор и сравнений.