СЕМАНТИЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В ПОЭТИЧЕСКОМ МАКРОКОНТЕКСТЕ И ИХ ОТРАЖЕНИЕ В АВТОРСКОМ СЛОВАРЕ


2023. № 2 (36), 396-403

Саратовский национальный исследовательский государственный университет

Аннотация:

В статье представлен опыт фиксации индивидуально-авторских значений в «Словаре ключевых слов поэзии Георгия Иванова». Два типа контекстного окружения ключевой лексемы различаются нами по функциональному параметру: микроконтекст реализует «ближайшее» значение слова, макроконтекст — его поэтический смысл. Под семантическими преобразованиями в поэтическом макрокон-текте понимается, прежде всего, процесс образования индивидуально-авторской символики. Механизм символообразования запускается повтором устойчивых ассоциаций, связанных с одним из ключевых образов поэтического мира, и их закреплением в семантической структуре имени художественного концепта. Ориентация на концепт заставляет искать способы отражения в авторском словаре не только системы значений, но и авторских смыслов ключевых лексем — номинаторов концепта, а значит — задаваться вопросом о текстовой функции языковой единицы, следить не только за синтагматическими, но и за парадигматическими преобразованиями художественной семантики. Автор статьи полагает, что при всем многообразии авторских ассоциаций, основные пучки смысловых приращений конечны, и они могут быть зафиксированы в лексикографической форме. В число словарных помет включена тезаурусная функция «символ», употребляемая как в отношении традиционных (роза, черный), так и в отношении индивидуально-авторских символов (звезда, закат). Воссозданию структуры макроконтекста служат отсылочные толкования, тезаурусные функции синтагматического и парадигматического типов. В статье показано, что по мере возникновения неузуальных символических ассоциаций возрастает роль макроконтекста в процессе их обнаружения и экспликации.