СЛОВО ХУДОЖНИКА: ОБРАЗНЫЙ СТРОЙ АВТОБИОГРАФИЧЕСКОЙ ПРОЗЫ А. СОФРОНОВОЙ


2023. № 2 (36), 315-323

Московский политехнический университет

Аннотация:

Статья основана на наиболее полной к настоящему моменту публикации текстов выдающегося русского и советского художника А. Ф. Софроновой (1892–1966): Софронова А. Ф. Записки независимой. Дневники, письма, воспоминания. М.: Русский авангард, 2001. Анализ дневниковой прозы Софроновой показывает, насколько существенной для нее была связь изобразительного искусства и слова. Некоторые принципиально важные для Софроновой формулировки позволяют выделить интересные для анализа лексические единицы, которые в ее текстах получают индивидуальные приращения смысла. Так, теоретический тезис «Темные и светлые пятна должны оказывать друг на друга взаимоусиливающее действие» позволяет выделить важную лексическую единицу «пятно» и проанализировать ее значения в текстах художницы. Рассмотрены значения слов цвет и тон, а также использование цветообозначений. Противопоставляя этюд как способ фиксации элементов реальности и картину как сознательно организуемое художником соотношение элементов, из которых строится произведение живописи: цвета, тона, линии, пятна, фактуры — Софронова приходит к собственному пониманию задач искусства, что позволяет глубже понять форму и смысл живописных и графических работ мастера.