ПОЧЕМУ «ДВОЙНИК», «БЕДНЫЕ ЛЮДИ», БЕЛЫЕ НОЧИ», «НЕТОЧКА НЕЗВАНОВА», «ГОСПОДИН ПРОХАРЧИН» И «КРОКОДИЛ» ДОСТОЕВСКОГО — НЕУРАВНОВЕШЕННЫЕ ТЕКСТЫ В ИДИОСТИЛЕ ПИСАТЕЛЯ


2023. № 2 (36), 193-204

Институт русского языка им. В. В. Виноградова РАН
свободный исследователь

Аннотация:

Известные факты — что повести Достоевского «Неточка Незванова», «Бедные люди» и некоторые другие являются отступлениями от стиля самого автора — подтверждаются статистическими показателями употребления автором малых слов, т. е. союзов, частиц, дискурсивных и вводных слов, которые все вместе именуются скрепами. Всего таких единиц, по частотам которых различаются авторы, 883, они подсчитываются, с одной стороны, в анализируемом тексте Х, с другой — в корпусе всех остальных текстов титульного или вообще кого-либо из авторов, имеющихся в нашей базе: сейчас в ней в общей сложности около 70 разных авторов XIX–XX вв. (или 77 разных идиостилей и — 917 их текстов). Основным показателем являются суммарные отклонения, т. е. суммы абсолютных величин разностей между частотами скреп в анализируемом тексте и средними значениями их частот в остальных текстах того же самого или какого-то другого автора. При этом фиксируются две следующие фазы «утраты» авторства: на 1-й текст Х теряет достаточный разрыв в показателях суммарных отклонений частот всех скреп в тексте титульного автора, т. е. разрыв с первым, или ближайшим из всех конкурентов-претендентов на авторство: такой разрыв нивелируется и становится приблизительно равным отрывам — разницам в отклонениях от идиостиля анализируемого текста всех остальных авторских идиостилей, т. е. в группе отстоя, делаясь практически неотличим от них (такими текстами в идиостиле Достоевского оказались повести «Двойник», «Бедные люди», «Белые ночи», рассказы «Крокодил» и «Господин Прохарчин»); а на 2-й фазе отклонения от идиостиля анализируемого текста у какого-то или сразу у нескольких из конкурентов становятся меньше отклонений самого́ титульного автора, разрыв того делается отрицательным, и шансов на авторство появляется больше не у реального автора, а у кого-то другого или сразу у нескольких авторов — как в случае опережающих титульного автора «Неточки Незвановой» по величине суммарных отклонений частот — сразу у шести идиостилей: прозы А. Панаевой, Н. Помяловского, И. Тургенева, Н. Гоголя, Л. Толстого и В. Гаршина.