«РУССКИЙ» У ДОСТОЕВСКОГО И РОССИЯ БЕЗ ДОСТОЕВСКОГО
Аннотация:
В статье рассматриваются некоторые особенности употребления слова русский в текстах Ф. М. Достоевского. Понятие ‘русский’, вне всякого сомнения, занимает ключевое место в тезаурусе Достоевского, соответственно, репрезентирующее данный концепт слово русский выполняет функцию идеологемы, идеоглоссы. Другими единицами подобного типа, сопряженными с понятием ‘русский’, являются Бог, Христос, православие, душа, добро, дух, всечеловеческий и некоторые другие. Анализ проводится на основе языковых данных, зафиксированных в «Идиоглоссарии Достоевского», структура словарной статьи которого позволяет отразить такие особенности описываемой идиоглоссы, как ее подчинительные и сочинительные связи (гипотаксис и паратаксис), употребление в составе автонимного высказывания, афоризма и др. Гипотаксис слова русский показывает, что значение этого слова может нивелироваться, особенно в таких частотных сочетаниях, как русский народ, русские люди, русский человек, русская душа и др. Именно в такого рода сочетаниях семантическая размытость понятия ‘русский’ проявляется сильнее всего. Паратаксис слова русский позволяет определить зоны пересечения соответствующего текстового семантического поля с другими полями, например, ‘настоящий, истинный’, ‘Бог’, ‘добро’, ‘православие’ и т. д. Высказывается пред- положение о том, что при всей неопределенности понятий ‘русский’, ‘русский народ’, ‘русская душа’, ‘русские люди’, ‘русская женщина’ и т. п. в их основе лежит прежде всего открытость, всечеловечность, не общечеловечность, не как другие, а — для других.