Опыт семантического анализа одного лирического стихотворения Маршака


2017. № 4 (14), 257-270

Институт русского языка им. В. В. Виноградова РАН

Аннотация:

Выдвигается лингвистическая гипотеза, объясняющая наличие у стихотворного текста особой воздействующей силы, или (лирического) настроения. Суть гипотезы состоит в том, что воздействующую силу стиха создают семантические компоненты, являющиеся частью значения лексем, входящих в данный текст, или импликатур, наводимых лексемами в тексте. В работе демонстрируется, что в стихе важны мелкие семантические компоненты, обнаруживаемые при достаточно глубоком разложении лексемы. Лексемы, содержащие такие компоненты, располагаются внутри строки на определенных «семантически сильных» позициях; соответствующие компоненты могут повторяться в лексемах, находящихся в слабых позициях. Различается два вида семантически сильных позиций: сильные стиховые позиции (конец строки) и сильные синтаксические позиции (они создаются нарушением нейтрального порядка слов). Лексемы, содержащие компоненты, релевантные для создания воздействующей силы данного стихотворения, часто вступают в вертикальные связи. Гипотеза иллюстрируется семантическим анализом позднего лирического стихотворения С. Я. Маршака «Столько дней прошло с малолетства…».