В. Т. ШАЛАМОВ КАК «ФОРМАЛИСТ»: К ТИПОЛОГИИ ФОРМАЛЬНЫХ СРЕДСТВ В КНИГЕ ЛИРИКИ «КОЛЫМСКИЕ ТЕТРАДИ»
Аннотация:
В статье исследуется поэтика стихотворений В. Т. Шаламова в книге лирики «Колымские тетради». Выявлена яркая особенность творчества Шаламова в целом: стремление предельно точно запечатлеть жестокий мир ГУЛАГа сочетается с пристальным вниманием к форме литературного произведения. В результате анализа намечается типология формальных приемов, определяющих идиостиль Шаламова-поэта: актуализация внеметрических средств при вполне традиционном метрическом репертуаре, внимание к архитектоническим элементам текста, манифестация фонического уровня, сознательная регламентация протяженности(объема) поэтического текста, реализация «грамматических моделей» как принцип организации целого. В частности, показано, что основной массив текстов в «Колымских тетрадях» — силлаботоника: в первую очередь это ямб и хорей. В книге всего 464 произведения, из них ямбом написано 281 стихотворение (60,56 %), хореем — 111 (23,92 %). При этом ритмика силлаботонических текстов разнообразна и богата за счет ряда внеметрических средств. Прежде всего это «нанизывание пиррихиев» в двусложных размерах и ярко выраженные ритмические сбои, маркирующие семантическую значимость слова (высказывания) в стихе. Кроме того, «визитной карточкой» Шаламова становится разностопный ямб (т. е. урегулированное чередование строк разной длины). Творчество Шаламова в целом демонстрирует значимость построения, организации произведения — это, например, поиски ключевого (опорного) слова в стихе, выбор начального или финального текста в цикле, порядок следования стихотворений в книге стихов. В статье особое внимание обращается на реализацию «грамматических моделей» как принцип организации текста. В «Колымских тетрадях» реализуются две разновидности подобных грамматических моделей. Одну из них правомерно назвать «императивное письмо» (по аналогии с формулой, предложенной А. К. Жолковским: «инфинитивное письмо»), вторую соответственно — «сослагательное». Кроме того, в качестве сильных позиций выделяются заглавия, начальные и заключительные строки (последний стих) стихотворения.