О ДВУХ БАЗОВЫХ МОНОХРОМАХ В ПОЭЗИИ Д. САМОЙЛОВА


2023. № 2 (36), 251-260

Казахский национальный педагогический университет имени Абая

Аннотация:

В статье рассматривается семантика и символика базовых монохромов в поэтических текстах Д. Самойлова. Материалом для работы послужили тексты из книги «Стихотворения» (2006). Была сделана выборка слов с корневой основой «бел-» и «черн-», составлен частотный словарь этих цветов и представлен их семантический анализ. В результате проведенного исследования было выявлено, что черный цвет в поэзии Самойлова как сохраняет традиционную негативную семантику, так и несет в себе положительную коннотацию, символизируя в последнем случае яркость, молодость и женскую красоту. Белый цвет поэт использует для описания классических образов чистоты, чаще всего они относятся к образам природы и женщин. Может белый цвет нести в себе и негативную семантику, связанную с болезнью и близостью смерти. Самойлов органически соединяет белый и черный цвет в стихотворениях, считая, что жизнь в равной степени содержит хорошее и плохое, светлое и темное. Эту взаимосвязь отражают его поэтические строки: «Чтоб черный цвет смешался с белым, / Что есть основа всех основ». Проведенная работа показала, что и отдельное употребление, и смешение двух базовых монохромов в поэзии Самойлова являются доказательством гармонической целостности его картины мира.