ЗВУКОВЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ТЕКСТА В ФАНТАЗИЮ ГОГОЛЕВСКОГО МИРА (В ПОВЕСТИ Н. В. ГОГОЛЯ «НОС»)
Аннотация:
В настоящей статье делается попытка выяснить, что звуковые обороты преобразуют текст повести Н. В. Гоголя «Нос» в фантастический гоголевский мир. На наш взгляд, в повести порядок слов, звуковой повтор, ритмика и стихотворные размеры часто строятся по принципу «зеркального отражения». Например, начальное предложение повести «Марта двадцать пятого числа случилось в Петербурге необыкновенно странное происшествие» имеет обратный порядок слов, переставленные звуки и противоположные размеры, которые построены по принципу зеркального отражения. Такой обратный порядок мы будем называть «горизонтальным перемещением слов, звуков и размеров». Оно ассоциируется со странностью и обратностью происшествия, т.е. с превращением носа в самостоятельное целое, которое мы будем называть «вертикальным перемещением иерархического низа в верх».
С другой стороны, перемещения по вертикали — это искривление и реконструкция топографического пространства, а перемещения по горизонтали по звукам и словам — это искривление и реконструкция линейного времени, так как в человеческой речи звуки и слова должны протекать линейно во времени в определенной последовательности, но перемещения по горизонтали искривляют и реконструируют линейность времени посредством перестановки звуков и слов. В этом смысле перемещения по вертикали и по горизонтали могут быть ассоциированы с искривленным и реконструированным пространством-временем самой повести «Нос», в котором хлеб и нос могли сойтись в одну точку пространства-времени и в одно целое, амбивалентное. И, наконец, цирюльник Иван Яковлевич вытащил нос, низкое, из утробы священного хлеба. Таким образом, гоголевский прием вертикальных перемещений иерархического низа в верх и горизонтальных перемещений слов, звуков и размеров, который связан с искривлённым и реконструированным пространством-временем повести «Нос», преобразует текст повести в мир обратности, фантазии и смеха.