СЕМАНТИКА СТИХА И ЕЕ ВОСПРИЯТИЕ


2023. № 2 (36), 48-58

Институт русского языка им. В. В. Виноградова РАН
НИУ Высшая школа экономики
Санкт-Петербургский государственный университет
Российский государственный гуманитарный университет

Аннотация:

В статье описывается серия экспериментов по восприятию стихотворного текста. В эксперименте с каждым из описанных текстов («В голубой далекой спаленке...» А. Блока, «Я на дне» И. Анненского, «Незнакомка» А. Блока) участвовало по 40 информантов-носителей языка от 18 до 55 лет. Обнаружено, что восприятие стиха существенным образом отличается от восприятия прозы. При восприятии стиха информант не пытается выбрать одну наиболее логичную и обоснованную трактовку, скорее его сознание выхватывает некоторый достаточно произвольный набор образов, который монтируется в некоторую особенную для данного человека картинку. Этот набор образов и, соответственно, получившаяся картинка меняются от информанта к информанту и зависят, по-видимому, от настроения, личных воспоминаний и опыта конкретного человека. Наборы значимых для каждого конкретного информанта образов могут монтироваться у разных людей в достаточно разные картинки, часто противоречащие как версиям других информантов, так и намерениям автора. Тем не менее, такое восприятие, по-видимому, является нормой при образной обработке текста. Эксперимент В. Г. Тимофеева с восприятием картины П. Блюма «Скала», на наш взгляд, показывает, что аналогичный механизм обработки информации наблюдается и при восприятии живописи.