ПУШКИН КАК МОДЕРНИСТ: ЭЛЕМЕНТЫ СВОБОДНОГО КОСВЕННОГО ДИСКУРСА В ТРАДИЦИОННОМ НАРРАТИВЕ «ПИКОВОЙ ДАМЫ»


2022. № 1 (31), 161-170

Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского

Аннотация:

В статье рассматриваются «нарративные сдвиги» в повествовательной структуре повести А. С. Пушкина «Пиковая дама» в контексте концепций «лингвистики нарратива» и «поэтики персонализма». Показано, что своеобразие повествования повести А. С. Пушкина заключается во включении в форму традиционного третьел ичного повествования элементов свободного косвенного дискурса как повествовательной формы «модернистского толка». Автор уделяет внимание «нарративным сдвигам» двух типов: разные виды немотивированного взаимоперехода всеведущего Повествователя и прагматически мотивированного Повествователя в пределах одного фрагмента повествования; разные виды немотивированного взаимоперехода субъектной сферы Повествователя и героя в пределах одного фрагмента повествования. Осознанные нарушения норм традиционного классического нарратива в «Пиковой даме» связаны со смещениями и перемещениями субъектной позиции («точки зрения») Повествователя и героя, с «игрой» на чередовании разных типов Повествователя / Рассказчика, со своеобразием интерпретации первичных эгоцентрических элементов повествования (вводных слов, местоимений и местоименных наречий, метатекстовых вставок и пр.) и пр. Делается акцент на том, что А. С. Пушкин иронически остраняет образ традиционного всеведущего Повествователя современной ему литературы в своей повести, то есть делает его объектом специфической авторской интенции, а не только субъектом наррации. Автор приходит к выводу о сложной повествовательной организации пушкинского произведения, в котором уже заложены прообразы грядущего полифонизма Достоевского, полиперсонального повествования Чехова и дальнейших модернистских игр с плавающими точками зрения в нарративных формах отечественной и зарубежной литературы XX в.