Креативный потенциал медиапоэзии


2016. № 1 (7), 348-361

Институт Славистики Польской Академии Наук

Польский институт исследований мирового искусства

Аннотация:

В эпоху прогресса медиасферы (вторая половина ХХ – начало ХХI века), развития разнородных носителей информации, появляется новый вид креативного творчества — экспериментальное, междисциплинарное, многоаспектное, содержащее в себе концептуальное и аттрактивное начала, медиаискусство (media art). Оно порождает новый тип креативного мастера (медиахудожник / медиаартист), прибегающего к разным способам выражения нового художественного языка коммуникации, и креативного реципиента-соучастника. В статье рассматривается новая парадигма поэтического творчества — медиапоэзия и ее жанровое разнообразие (видеопоэзия, поэтический клип, голопоэзия, акционный клип, интерактивный медиаперформанс, компьютерная поэзия и другие), неканонические формы репрезентации поэтического высказывания и его художественные конкретизации, активный и креативный творческий акт (авторская включенность, автокомментарий) и интерактивный механизм рецепции, прочтения и интерпретации (активность и креативность адресата-интерпретатора). Они обусловлены разнородным материалом, новейшими технологиями, широким спектром инструментов (от простой видеокамеры, компьютера до сложных технологий и робототехники), альтернативными внешними и внутренними структурами, особенностями визуальной и языковой систем. Экспериментальная поэзия как конструкция смешанного состава, реализующаяся на пересечении и в синтезе разнородных медиапространств: визуальных, текстовых, звуковых, виртуальных, мультимедийных, анализируется на уровне содержательной и формальной номинации, инновационных — концептуализации и формообразования, культурной, коммуникативной, семантической, эстетической и других функций.