Креативная стилистика и креативные речевые технологии*
Аннотация:
В статье развиваются лингвоэстетические идеи профессора В.П. Григорьева, связанные с широкой трактовкой поэтического языка и выделением креатемы как единицы поэтического языка. На материале базы данных «Интегрум» установлены особенности лексической сочетаемости актуального слова креативный. Реконструирован фрагмент картины мира, отражающий сложившиеся в текущее время коллективные типовые представления о субъектах креативной деятельности, сферах креативной, в том числе креативной речевой, деятельности и о продуктах этой деятельности. Ставится вопрос о формировании и развитии креативной стилистики, ее объекте, предмете, задачах, векторах развития. Для специального стилистического анализа выделяются креатемы в разговорной речи заводских рабочих, в газетно-публицистической, официально-деловой речи, текстах рекламы, прикладной поэзии, массовой словесности. На примерах газетных заголовков специально рассматривается паронимическая аттракция. В процессе интерпретации креативных речевых технологий в текстах женской прозы с опорой на уточнённое В.П. Григорьевым понятие «упаковочное средство» доказывается, что в качестве «упаковочных» выступают креатемы, эстетические значения которых усиливают аксиологическую функцию высказывания и текста.