Поэма Блока «Двенадцать»: семантика грамматики
Аннотация:
В статье изучается грамматическая структура поэмы Александра Блока «Двенадцать» и подчеркивается, что амбивалентность структуры является результатом осознанного авторского выбора. Показано, что идентификация речевых масок — одна из трудных задач при восприятии текста, но именно они дают ключ к идентификации анонимных персонажей. Анализ приводит к выводу, что Блок наметил их ролевые функции, но сделал их носителей взаимозаменяемыми. На грамматическом уровне это подчеркнуто частотностью употребления неопределенных местоимений. Все действия персонажей описываются эллиптическими конструкциями с субъектами, выраженными неопределенными местоимениями. Это создает эффект неопределенной угрозы, подозрительности и безответственности.
Анализ глагольной структуры выявляет частотность использования императива и инфинитива в различных функциях. Сочетанием этих глагольных форм обозначены главные вехи развития сюжета. Показано, что частеречная семантика существительных направлена на раскрытие особенностей группового сознания революционного отряда. Грамматически оно характеризуется гипостазированием, неразличением причинно-следственных отношений, прямого и переносного значений — «реализацией» метафоры и метонимии.
Особый акцент в статье сделан на анализе финала поэмы. Блок использует в нем назывные предложения, глаголы отсутствуют, т. е. отсутствуют время и модальность. Анализ вскрывает присутствие в поэме скрытого Ich-Erzählung. В финале это проявляется в описании невидимого персонажам, но видимого «всезнающему» автору явления иконы Воскресения Христова.