«”КАКОЙ ПРОСТОР”, КАРТИНА РЕПИНА»: ОБРАЗНЫЙ СТРОЙ И ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНАЯ ОСНОВА РАССКАЗА Т. ТОЛСТОЙ «ПЕТЕРС»
Аннотация:
В статье на материале рассказа Татьяны Толстой «Петерс» рассматривается оппозиция «реальное — воображаемое», анализируются текстовые методы репрезентации эмоционально-когнитивного пространства главного героя, исследуется интерпретационный потенциал интертекстуальных элементов текста. Автор моделирует работу сознания Петерса, используя различные изобразительные приемы и техники подачи сюжетной информации: смена фокусов изображения, развернутая метафора. Воображаемые героем сценарии, краткие и развернутые, имеют схожую структуру и схожее «распределение ролей»: в каждом присутствуют женский образ и сам главный герой. Оппозиция «реальное — воображаемое» является базовой для всего текста рассказа. В ментальном пространстве героя важное место занимает концепт «немецкий язык», формируемый в тексте при помощи повторов, топонимов, сценария игры «Черный Петер», мыслительных картинок и ряда прецедентных феноменов. Полиинтерпретируемость художественного текста ставит перед читателем целый ряд исследовательских задач, решение которых зависит от знания культурного кода текста. Наиболее простой из этих задач является обывательское прочтение рассказа и отнесение героя к типу никому не нужных недотеп, неудачников. Анализ смены субъектных планов показывает, что в противопоставлении реальной жизни и ее отражения в «волшебном кино» сознания Петерса проявляется его способность к мысленному преображению действительности и реализуется подлинный драматизм. В заключительной части статьи ставится под сомнение перспектива сопоставления героя рассказа с Пьером Безуховым, человеком в футляре и маленьким человеком как литературными типами.