СЕМАНТИЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТАХ С НАРЕЧИЯМИ В ПОЭЗИИ БОРИСА ПАСТЕРНАКА
Аннотация:
В поэзии Пастернака обращает на себя внимание обилие словосочетаний с наречиями, которые наряду со своим основным значением передают идею интенсивности. Данное явление было отмечено исследователями поэзии Пастернака и прежде всего А. К. Жолковским в работе «“Обстоятельства великолепия”: об одной пастернаковской части речи» (1980). В нашей статье такие нестандартные пастернаковские контексты с наречиями анализируются с точки зрения семантических преобразований, а также качественно-количественного синкретизма и синестезии. Отмечается, что у Пастернака полнота и предельность действия или высокая степень проявленности признака обозначается каждый раз по-разному, в зависимости от семантики глагола или другого определяемого слова (лексическая функция Magn), иногда наречная группа представляет собой фразеологизм. При этом наречия, синтезирующие в себе качественное и количественное значение, нередко несут в себе идею хаотичности, беспорядочности, импровизационности, случайности, которая отражает полноту и «великолепие» пастернаковского мира (ср. врасплох, впопыхах, наугад, наобум, невпопад, на авось).
Наречия не только создают семантическое смещение в контексте, внося в него смысловой оттенок интенсивности и импровизационности, но и обнаруживают персонифицирующее значение. Олицетворяющим элементом при этом могут являться только наречия (Разгневанно цветут каштаны), но в большинстве случаев наречие создает персонификацию вместе с глаголом, т. е. наречие интенсифицирует глагольную метафору, что иногда сопровождается и паронимией, сшивающей всю строку: На побежденной мостовой / Устало тополя толпятся. Персонификация также сочетается с интенсивностью и предельностью признака (Где день в красе земной / Сгорел скоропостижно).
Демонстрируется, что идиостилевой значимостью для Пастернака обладают наречия настежь и насквозь, первое связано с «открытостью и распахнутостью во всей полноте», прежде всего по отношению к будущему, второе — с проницательностью и даром предвиденья. Также показывается, как благодаря наречиям формируется целостная структура текста. Примером служит наречие опять, которое в собрании сочинений Пастернака встречается 68 раз. Особо иллюстративными оказываются строфы из третьей части «Волн», где анафорическое опять буквально пронизывает текст насквозь, задавая в нем ямбическую структуру.