КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ АБСТРАКТНОГО ИМЕНИ ПУСТОТА В ИДИОСИСТЕМЕ Л. АНДРЕЕВА (НА МАТЕРИАЛЕ РАССКАЗОВ)


2023. № 2 (36), 205-216

Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова

Аннотация:

Имя абстрактного феномена (АИ) является его единственным материальным воплощением, а представления, сложившиеся в социуме о феномене, являются культурно значимыми смыслами, направляющими сочетаемость АИ в речи, что позволяет реконструировать портрет феномена во всех сложившихся в культуре его проекциях на фрагменты эмпирического опыта. О ценности для русского языкового сознания абстрактного феномена, стоящего за именем пустота, свидетельствует функционирование этого имени в разных сферах культуры и, соответственно, в разных типах сознания — обыденном, естественно-научном, философском и художественном. В текстах Л. Андреева феномен пустоты играет важную роль в передаче мировоззрения и идей автора. В статье представлен анализ сочетаемости АИ пустота, проведенный на материале рассказов Андреева. Цель исследования — реконструкция представлений о пустоте, включающих ее образы, возникающие на базе проекций пустоты на предметы физического мира (чувственные образы) или на более известные и понятные абстракции (логические образы). Верифицируемый метод, позволяющий «добывать» такого рода информацию, — концептуальный анализ АИ, приложимый к его глагольной, адъективной, субстантивной сочетаемости, а также к сочетаемости с пространственными предлогами. Проведенный анализ АИ в рассказах Л. Андреева показывает, что в идиолекте автора пустота, будучи феноменом высшей степени абстракции, выступает как персонализированная сущность (пустота объемлет), обладающая деструктивной силой (пустота погасила солнце), но при этом выполняющая необходимую для мироустройства функцию дифференциации предметов мира и их определения (пустота отъединяет). Андреева как художника и философа идея пустоты привлекает своей глубинной метафизичностью. Она мыслится им как субъект действия, состояния и отношения, а имя пустота выступает в позиции подлежащего в предложении (или субъекта высказывания), что позволяет реконструировать портрет пустоты в идиолекте писателя на основе анализа соответствующих контекстов.