ТЕАТРАЛЬНОСТЬ КАК ХАРАКТЕРНОЕ СВОЙСТВО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРОЗЫ ДОСТОЕВСКОГО


2023. № 2 (36), 156-163

Институт русского языка им. В. В. Виноградова РАН
Институт языкознания РАН
Стокгольмский университет

Аннотация:

Достоевский относится к числу писателей, выделяющихся особым индивидуальным художественным стилем. В статье рассматривается одна из особенностей стиля Достоевского — театральность его художественной прозы. Театральность проявляется в сюжете и его отдельных эпизодах: новые герои часто вводятся пространными описаниями внешности и манеры поведения и лишь затем вступают в разговор. Описание героев у Достоевского структурно аналогичны авторским ремаркам в тексте пьесы, адресованным актерам. Часто реплики персонажей комментируются — как если бы это был актер, которому автор рекомендует говорить громче или тише, привстав или вскочив и т. д. Исследователи театра отмечают, что вещи на сцене превращаются в знаки, смысл которых связан с разворачивающимся действием. В художественных произведениях Достоевского вещи приобретают знаковую функцию, связывая отдельные части нарратива и в каком-то смысле предопределяя те или иные действия персонажей. Иными словами, некоторые вещи оказываются почти героями повествования. Таков, например, «пестик» в тексте романа «Братья Карамазовы». Четкое разделение описания участников почти сценического действия и их реплик в разговоре позволяет сосредоточить внимание читателя на речи героев, которая и является настоящим центром повествования в произведениях Достоевского.