ДВОИЧНОЕ КОДИРОВАНИЕ РИТМА СТИХОТВОРНОГО ТЕКСТА: ВОЗМОЖНЫЕ ПРИМЕНЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ
Аннотация:
В статье вводится ряд понятий, которые можно интерпретировать как эле- менты математической модели ритмических характеристик стиха. В тех случаях, когда это можно сделать, даются строгие определения и формулируются утверж- дения, для которых можно предложить математические доказательства. В статье без объяснения используются общепринятые математические обозначения, мате- матические, лингвистические и стиховедческие термины, которые перечисляют- ся в первом разделе статьи. Также в статье вводится некоторое количество новых терминов и обозначений, они всегда сопровождаются определениями и примерами использования. В статье обсуждаются: числовые характеристики метра и ритма (количество слогов в стопе, количество слогов в анакрусе, количество стоп и слогов в стихотворной строке); теоретико-множественная модель ритма (множество номеров ударных слогов в строке); битовая модель ритма (последовательность нулей и единиц, соответствующих безударным и ударным слогам стихотворной строки). Рассматривается связь между числовыми характеристиками, теоретико- множественным и битовым представлениями метра и ритма. Введенный в статье математический аппарат используется для описания алгоритмов решения следующих задач: распознавания метра (два варианта алгоритма), определения ритмической формы четырехстопного ямба, обнаружения места цезуры, распознавания логаэдов. Рассматриваемые в статье примеры фрагментов стихотворных текстов сопровождаются таблицами и диаграммами. Несмотря на развитый математический аппарат и разнообразные примеры, предлагаемые в статье решения пока можно рассматривать только как гипотезы. Для подтверждения этих гипотез необходимо провести исследования на достаточно большом корпусе поэтических текстов и определить метрики качества распознавания характеристик стиха с помощью предлагаемых алгоритмов.