ТЕНЕВАЯ РИФМА И АНАГРАММА (К ФОНОТАКТИКЕ СТИХОТВОРНОГО ТЕКСТА)


2022. № 4 (34), 169-181

Московский политехнический университет,

Санкт-Петербургский государственный университет

Аннотация:

В статье, с позиции силлабоцентрической концепции звуковой организации стиха, с учетом роли фоносиллабемы как ее элементарной операциональной единицы, анализируется феномен теневой рифмы — типизированной формы звуковой композиции стиха с непременным соединением нескольких цепей звукового повтора в финальном слове строки. Рассматриваются семантические и структурные условия превращения теневой рифмы в способ установления деривационно-мотивационных отношений между сегментами стихотворного текста, ведущий к эффекту анаграммы: расположение слова в маргинальной позиции в строке, прежде всего в финали; наличие других внутристрочных звеньев повтора в той же строке; соединение метафонических и эквифонических форм в цепях повтора, актантная позиция контаминанта, синтагматическое единство мотивирующего сегмента; заполнение позиции контаминанта именем собственным, экзотизмом, символически и мифологически значимым именем. По совокупности действующих структурных и семантических факторов выделяется ядро анаграммирующей теневой рифмы, когда создается эффект звуковой расшифровки рифмуемого слова, в частности путем растяжения и распространения звукового состава слова или включающего его словосочетания на другое или целую стиховую синтагму. Устанавливаемая с помощью теневой рифмы корреляция между сегментами, помимо деривационно- мотивационного соотнесения, действует также как средство усиления и установления дополнительных логико-синтаксических отношений между словами и словосочетаниями.