СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКАЯ МЕТРИКА В РАННЕЙ И ПОЗДНЕЙ ПРОЗЕ Б. ПАСТЕРНАКА
Аннотация:
Проза Бориса Пастернака была по преимуществу «прозой поэта». Это значит, что мы можем легко найти в ее структуре черты стиха. Прежде всего, это силлабо-тоническая метрика: цепочки чередующихся ударных и безударных слогов, занимающие более 40 процентов текста. В ранний период это объяснялось сильным влиянием экспериментальной прозы Андрея Белого, но очень скоро Пастернак находит собственную манеру силлаботонизации прозы. Силлабо-метрическая метрика прозы Бориса Пастернака в основном совпадает с его поэтической: для нее характерно большое разнообразие метров, поиски экзотических размеров и ритмических вариаций, отталкивание от ямбов в начальный период творчества и, как следствие, обилие тресложниковых метров (особенно в ранних стихах). В области ритма — картина модернистская, но еще более форси- рованная (в четырехстопном ямбе — преобладание реального ударения на первом и четвертом слогах). Соответственно — обилие длинных слов и пиррихиев и трибрахических стоп (Гаспаров). Особое пристрастие к дактилическим и гипердактилическим клаузулам, обилие enjambements. Активная звуковая организация, массовое использование аллитерации и ассонанса. Наконец, можно говорить о немотивированном обилии повторов (в том числе и метрических). Стиховое влияние можно отметить и на семантическом уровне организации текста, обильно насыщенного метафорами, а также в его необычной образной структуре.