АВТОРСКАЯ МЕТАФОРА И ИДИОСТИЛЬ: СЛУЧАЙ БРОДСКОГО


2022. № 1 (31), 307-313

МГУ имени М. В. Ломоносова

Аннотация:

В статье рассматривается на примере стихотворения «Полдень в комнате» один из семантических типов метафор, свойственных поэзии И. Броского — «метафоры отождествления» (термин В. П. Полухиной): А есть B. С помощью этих метафор Бродский реализует инвариантный для его творчества мотив одиночества лирического я/человека в пространстве, наделяемом абстрактными чертами бытия как такового, и так создается характерная для поэта установка на отстраненно-аналитическое восприятие реальности. «Философичность» поэзии Бродского проявляется не в использовании метафор отождествления самих по себе (чисто количественно они уступают таким же метафорам у Маяковского и Цветаевой), а в разнообразии предикатов, семантика которых при этом парадоксальным образом сводится к абстрактным смыслам. Претендующая на понятийную строгость форма сентенции или афоризма вступает в конфликт с метафорической природой предикатов. Одновременно происходит своеобразная метафоризация значения грамматического субъекта. Одно из отличий поэтики таких метафор у Бродского от метафорики этого типа, например, у Пастернака, Цветаевой или Маяковского заключается в использовании философских понятий в качестве и субъектов, и предикатов. Еще одно отличие — в отказе и Пастернака, и Цветаевой от приписывания субъекту с помощью предикатов-мета фор некоего единого признака — смысл определяемого понятия многозначен и неисчерпаем. И наконец, отчасти у Цветаевой и безусловно у Пастернака метафоры отождествления строятся преимущественно на основе эмоциональных ассоциаций, в том числе вызванных коннотативными сближениями означающих и звуковыми или визуальными свойствами предметов. В метафорах-копулах Бродского с семантикой отождествления в функции субъекта (а иногда и в функции предиката) часты лексемы с абстрактным или обобщенным значением. Метафора отождествления — выразительная особенность идиостиля поэта.