ЯЗЫКОВОЕ НОВАТОРСТВО АНДРЕЯ БЕЛОГО В СВЕТЕ ТЕОРИИ ЛИНГВОКРЕАТИВНОСТИ
Аннотация:
В статье рассматриваются словотворческие техники в текстах А. Белого в свете теории лингвокреативности, разрабатываемой лингвистами в последнее время. Под языковой креативностью понимается в данном случае индивидуально-авторская система преобразования языковых средств. Из всех уровней лингвокреативности в текстах Белого особо активны уровни словообразовательный и синтаксический, а точнее их связь. Проанализированы примеры неологизмов автора в текстах разного жанра (стихотворные, художественно-прозаические, теоретико-эссеистические, философские) в их ближайшей сочетаемости и синтаксической развертке. Делается вывод о том, что для А. Белого характерна как языковая, так и дискурсивная креативность. Языковая креативность объемлет все уровни языка, с которыми работает писатель в самых разных жанрах текстов. Дискурсивная креативность выдвигает на первый план отдельные параметры лингвокреативности. В частности, в области словообразования и неологии для художественного дискурса (и соответственно для эстетической лингвокреативности) более активным является уровень фонетический и ритмический, а для теоретических дискурсов (в трактатах, эссе) более актуальным оказывается креативность понятийная (эвристическая). тяготеющая к термино творчеству. Словотворчество для А. Белого — переходный процесс между образной выразительностью и понятийным познанием.