ЖИВОПИСНАЯ ПАЛИТРА ПРОЗЫ ТУРГЕНЕВА И ДОСТОЕВСКОГО


2022. № 1 (31), 183-192

Российский государственный гуманитарный университет

Аннотация:

В статье рассматриваются цветовые эпитеты в текстах И. С. Тургенева и Ф. М. Достоевского, авторские предпочтения и стратегии в отношении цветообозначений. Для анализа использовались материалы НКРЯ, позволяющие провести не только качественное, но и количественное сопоставление. Авторские предпочтения показывают, что некоторые названия еще не утвердились в качестве абстрактных цветов в языке второй половины XIX в. Цветовые эпитеты гораздо чаще встречаются у Тургенева, чем у Достоевского. В цветовой палитре обоих авторов наиболее часты белый, черный и красный, что соответствует в целом психологии восприятия цветов по контрасту и порядку по- явления цветовых лексем в языках мира. Однако у Тургенева преобладает белый, у Достоевского — красный и черный. Для Тургенева также характерно внимание к серому и его оттенкам. Авторы различаются в стратегиях использования цветовых эпитетов. Достоевский выбирает простые цветовые эпитеты в описании внешности для передачи эмоционального состояния героя. Тургенев стремится передать сложные оттенки; при этом в портретах персонажей цветовые эпитеты могут передавать отношение к нему автора или нарратора. В целом, цвет для Достоевского — одно из средств описания, в то время как для Тургенева — и средство и объект повествования.