ЕЩЕ РАЗ О СИСТЕМНОСТИ ПУНКТУАЦИИ


2021. № 3 (29), 238-251

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Институт лингвистических исследований РАН

Аннотация:

Рассматривается несколько версий концепции русской пунктуации как системы. Утверждается, что представлению о системном характере пунктуации недостает представления о системном характере использования знаков препинания. На двух примерах из дискуссий вокруг допустимого пунктуационного оформления предложений из текста Тотального диктанта 2017 г. показано, что практика выбора нужного / допустимого знака в ряде случаев затруднена в силу отсутствия четких алгоритмов процедуры выбора. Путем анализа отдельных фрагментов действующего свода правил и справочников показано, что возможность алгоритмизации уничтожается применением регистрационного подхода к описанию нормы, фиксирующего не только собственно норму, но и отступления от нее в практике печати. Устанавливается связь между проявлениями этого подхода и низким уровнем пунктуационной грамотности в обществе. Обращается внимание на недостаточно высокое качество отдельных справочников. Предлагается ввести для справочников по орфографии и пунктуации гриф «Рекомендовано Орфографической комиссией РАН». Обосновываются выводы о том, что изложение правил в новой редакции свода должно быть многоуровневым и предполагать алгоритмизацию применения правила, в том числе в случаях конкуренции допустимых вариантов пунктуационного оформления, что регистрирующий подход должен быть исключен.