ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ВВОДНО-МОДАЛЬНЫХ СЛОВ В РЕЧИ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ


2019. № 4 (22), 121-134

Институт лингвистических исследований РАН, Институт русского языка им. В. В. Виноградова РАН

Аннотация:

Объектом исследования являются функции вводно-модальных слов в системно-языковом (синхрония vs. диахрония), дискурсивно-текстовом и онтолингвистическом аспектах. Вводные слова интерпретируются в связи с понятием модуса и моделью субъектной перспективы текста. Условием образования вводных слов признается появление в семантике лексемы эгоцентрической составляющей. Эгоцентрическая сущность таких единиц проявляется в ограничении личной парадигмы и закреплении за лексической единицей определенных вариантов субъектной перспективы, дискурсивная сущность — в возможности употребления в составе союзных скреп и во взаимодействии с союзами. Рассматриваются разные синтаксические позиции слов эпистемической семантики и текстовые функции вводных слов в третьеличном нарративе. В работе используются материалы НКРЯ (художественный нарратив), а также данные речевого онтогенеза, полученные лонгитюдным и срезовым методами. Они представлены расшифрованными и морфологически размеченными в соответствии с CHILDES аудио- и видеозаписями звучащей речи — раннего диалога «взрослый — ребенок», а также материалами устной и письменной речи подростков — учащихся 8–11 классов общеобразовательных школ России, дополненными анкетами, отражающими отношение современных тинейджеров к вводным словам.