ВВОДНЫЕ СЛОВА КАК МАРКЕРЫ И МОДИФИКАТОРЫ РЕЧЕВЫХ АКТОВ: БЫТОВЫЕ ПРИЗНАНИЯ


2019. № 2 (20), 309-323

Российский государственный гуманитарный университет

Аннотация:

Статья посвящена прагматическому анализу информативных высказываний, маркируемых вводными словами и оборотами со значением признания в ­чем-л. На основе материала, собранного в НКРЯ, анализируется употребление двенадцати частотно используемых вводных слов и оборотов. Эти единицы включают лексику, связанную с покаянием: сознаваться, каяться, признаваться; с искренностью: не скрывать, откровенно, честно, правда, совесть, грех; с необходимостью: надо, нужно, необходимо, следует, должен. Речевые акты признания выходят за рамки смыслов, составляющих значение речевого глагола признаться и используются шире своего первоначального предназначения. Выявляются три типовые ситуации с подвидами для актов признания: 1) Сообщения о своих действиях (личное участие говорящего, факт в прошлом, негативная оценка). 2) Сообщения о действиях кого-л. (неличное участие говорящего, факт в прошлом и настоящем, негативная / позитивная оценка). 3) Оценочные суждения говорящего (неличное участие говорящего, мнение, негативная / позитивная оценка). Определяются нечеткие границы использования вводных единиц для той или иной типовой ситуации. На основе сопоставления с теми же высказываниями без вводных определяются этические установки, которые преодолеваются с помощью акта признания, и, возможно, национальные особенности речевого этикета.