ОСОБЕННОСТИ ПОДАЧИ ГРАММАТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ О СЛОВЕ В «АКАДЕМИЧЕСКОМ ТОЛКОВОМ СЛОВАРЕ РУССКОГО ЯЗЫКА»


2019. № 2 (20), 295-303

Институт русского языка им. В.В. Виноградова РАН

Аннотация:

В статье рассматриваются особенности представления грамматической информации о слове в новом «Академическом толковом словаре русского языка» (АТоС), относящемся к числу средних по объему толковых словарей. Обсуждаемые особенности отличают создаваемый словарь от предшествующего четырехтомного «Словаря русского языка» (МАСа), изданного Академией наук в 1980-е гг. Грамматическая информация о слове содержится в АТоСе в двух зонах словарной статьи — зоне грамматических форм и зоне грамматических характеристик; она соответствует современной языковой норме и дается полнее и нагляднее, с большей последовательностью, чем в словаре-предшественнике. Это достигается как за счет систематического использования традиционных лексикографических средств, так и благодаря введению новых средств и способов наглядного представления грамматических сведений о слове. Новые способы применяются при описании формы родительного падежа единственного числа существительных. Например, в случае подвижного формообразовательного ударения словарная статья содержит указание финальной части слова, вместо традиционного указания лишь на флексию (БЕЛОВИ́К, -в и к á ) . В словаре нашел отражение морфологический признак одушевленности, в качестве средства обозначения которого используется помета одуш. (БÁБОЧКА ... 1. Одуш. Насекомое с двумя парами крыльев). В значительном числе случаев возникает необходимость восполнения пробелов в описании грамматической стороны слова. В частности, в словаре более последовательно отражаются: наличие кратких форм у имени прилагательного (БЕЗДУХÓВНЫЙ, -а я , -о е ; -в е н , -в н а , -в н о ); ограничение в употреблении форм 1-го и 2-го лица у глагола (ГЛÓХНУТЬ … 2. ... (1 и 2 л. не употр.) Становиться неслышным (о звуках); затихать); конструктивная обусловленность лексического значения (БАССÉЙН ... 3. какой. Область залегания каких‑л. определенных полезных ископаемых); специфика синтаксической связи управления (ГРОЗИ́ТЬ ... 1. ... кому чем, с неопр. или с придаточным изъяснительным. Предупреждать с угрозой о чём-л. тяжелом, страшном; угрожать). Приведенные в статье примеры свидетельствуют о необходимости усовершенствования традиционного грамматического описания лексики в ходе работы над новым толковым словарем русского языка.