МЕТАКОММУНИКАТИВНЫЕ РЕПЛИКИ В КОРПОРАТИВНОМ ОБЩЕНИИ: НА ПРИМЕРЕ ЖАНРОВ СОВЕЩАНИЙ И СОБЕСЕДОВАНИЙ
Аннотация:
В статье рассматриваются метакоммуникативные реплики и единицы не в прескриптивных жанрах кодексов и учебников, а в аутентичной бизнес-коммуникации. Выбираются жанр совещания, в котором присутствуют как эгалитарная коммуникация на одном социальном уровне, так и коммуникация сверху вниз и наоборот снизу-вверх и жанр собеседования, в котором роли участников заранее фиксированы. Корпусом служит корпус совещаний и собеседований совместного проекта о дискурсивном анализе корпоративной коммуникации в России, описанный в книге «Корпоративная коммуникация в России. Дискурсивный анализ» [Милехина, Ратмайр 2017: 214, 259].
Цель статьи — показать, какова функция метакоммуникативных единиц и как они формулируются. Анализ показал, что в метакоммуникативных репликах употребляются самые разнообразные глаголы речи — такие, как говорить/сказать, отметить, переговорить, включать в коммуникацию, перечислить, определить, пробежаться по пунктам и многие другие. Также употребляются метаязыковые формулы: скажем так, так сказать, как тебе сказать и др. На совещаниях они встречаются в основном в трех речевых актах — в директивных: кто что кому должен сказать, в ассертивных: кто кому что сказал и в коммиссивных: говорящий кому что скажет.
Тематический фокус на совещаниях — прямое или, реже, косвенное обсуждение тем, о которых предстоит говорить. Темы как правило задает ведущий, а в случае собрания представителей компании на одном уровне — все присутствующие. Кроме того, в директивных речевых актах распределяется, кто кому должен передать какие сообщения или поручения.
На собеседованиях интервьюер задает тему, о которой соискатель должен говорить на данном этапе собеседования. Встречаются также метаязыковые реплики, в которых формулируется побуждение говорить меньше, в более сжатой форме.
В статье приводятся примеры из аутентичных записей совещаний и собеседований.