«Середина пути», «темный лес» и Прекрасная Дама, или почему в 1907 году Волошин написал терцины
Аннотация:
Статья посвящена широкому спектру интертекстуальных связей стихотворения Максимилиана Волошина «In mezza di camin…» (1907). Наиболее многочисленны и явно выражены отсылки к «Божественной комедии», такие как цитата из поэмы, упоминание имени автора, схожие сюжетные мотивы и персонажи, форма терцин. Обращение Волошина к дантовской тематике связано с его 30-летием, воспринятым как «середина пути», и его возвращением на родину из-за границы, оставившим ощущение «темного леса» после прямого контакта с реалиями Первой русской революции и неприятия отечественной критикой проевропейских взглядов поэта на искусство. В то же время Волошин расстался с Маргаритой Сабашниковой, которой поклонялся как Прекрасной Даме, даже в браке с ней сохраняя платонические отношения. Также важное место в стихотворении занимает язык образов, выработанный в рамках поэтического и эпистолярного общения Волошина с Сабашниковой. Его словарь включает такие понятия, как «лес» (мир подлинного и полноценного бытия), «безумие» (высшая форма сознания и одно из проявлений любви), «зеркало» и «сон» (идеализированное восприятие действительности), «тайна» (духовное единение в творчестве).