«Мнимая проза»: семантика формы


2017. № 4 (14), 282-306

Тверской государственный университет;

Институт иностранных языков и литератур Ланьчжоуского университета

Аннотация:

Предмет исследования – метрически урегулированные (силлабо-тоника и дольники) стихи, записанные в строчку. М. Л. Гаспаров предложил называть такие тексты «мнимой прозой». Цель статьи – ответить на вопрос, почему авторы публикуют прозой то, что по своей ритмической структуре является стихом. Анализ произведений обнаруживает разнообразие мотивировок. В каждом конкретном случае запись in continuo передает индивидуальные художественные смыслы. Это затрудняет и делает малопродуктивной семантическую классификацию «мнимой прозы». Некоторые ее особенности выявляются при сопоставлении с верлибром. Если в свободном стихе отсутствуют все вторичные ритмические признаки и есть только членение на строки, то вытянутый в строку стих, напротив, сохраняет вторичные признаки и устраняет главный – деление на графически изолированные отрезки. Когда верлибр из редкого явления стал актуальной поэтической практикой, потребовалось как-то обновить традиционный стих. Самый радикальный способ – записать его сплошной строкой. Читатель вынужден находить ритмические границы в потоке визуально воспринимаемой прозы, благодаря чему его внимание не ослабевает.