Поэтика за чайным столом: «Сахарница» Александра Кушнера


2017. № 4 (14), 225-243

Университет Южной Калифорнии

Аннотация:

Стихотворение Александра Кушнера «Сахарница» (1996) рассматривается с точки зрения его жанровой и выразительной структуры на фоне системы инвариантов, образующих поэтический мир автора. Его подход к изображению «малого», вещей, предметов быта, нагружаемых богатым литературным и психологическим содержанием, восходит к поэтике Иннокентия Анненского и ее осмыслению в работах покойной адресатки стихотворения и прежней владелицы сахарницы — филолога Л. Я. Гинзбург. Традиция стихов о вещах прослеживается от А. С. Пушкина (стихи о талисмане и черной шали), М. Ю. Лермонтова (о кинжале и ветке Палестины), М. И. Цветаевой (о ее столе), Б. Л. Пастернака (о фотокарточке любимой), М. А. Кузмина (о загадочной вещице, о картонном домике, о Фузии в блюдечке), Б. А. Садовского (о самоваре), а также Г. В. Иванова, В. С. Шефнера и И. А Бродского (о посуде и других предметах быта). Инвариантный абрис гинзбурговской «Сахарницы» подкреплен аналогичным структурным очерком державинской «Солонки» (1966; державинской в смысле былой принадлежности вещи Г. Р. Державину), — много более раннего стихотворения Кушнера, обнаруживающего системные сходства с «Сахарницей».