Стихоподобные фрагменты прозы... А. С. Пушкина, А. К. Толстого, Ф. К. Сологуба и Б. Л. Пастернака в контексте эволюции русского стиха*


2017. № 1 (11), 236-244

Национальный исследовательский университет

«Высшая школа экономики» — Санкт-Петербург

Аннотация:

Проблема взаимодействия стиха и прозы является одной из центральных в отечественном стиховедении. Сложилась определенная традиция противопоставлять ритм стиха и прозы и рассматривать ритмику прозы как нейтральный языковой фон для изучения стиха. Тем не менее, многие специалисты замечали существенную разницу между «чистой» прозой и прозой, написанной поэтом. Настоящее исследование посвящено проблеме влияния стихотворного ритма на прозу русских поэтов: А. С. Пушкина, А. К. Толстого, Ф. К. Сологуба и Б. Л. Пастернака. Главная задача этой работы — испытание гипотезы о том, что стихотворная практика поэта обнаруживает себя в ритмике его прозы даже тогда, когда поэт создает совершенно обычный (не ритмизованный) прозаический текст. Исследование выполнено, в основном, с помощью количественных методов на материале так называемых стихоподобных фрагметов прозы, которые принято называть “случайными” ямбами. Полученные результаты позволяют наблюдать отражение ритмики стиха в таких прозаических фрагментах. Есть основание считать, что ритмика прозы поэта реагирует на эволюционные изменения русского стиха.