Метафора «вода-женщина» у Лермонтова и Гончарова в аспекте языковой креативности


2016. № 1 (7), 382-392

Западно-Венгерский Университет, Университетский Центр «Савария»

Институт Филологии и Межкультурной Коммуникации

Аннотация:

В настоящей статье рассматриваются метафоры воды в романе Лермонтова «Герой нашего времени» и в романе Гончарова «Обрыв». В диалоге романов можно легко обнаружить переклички как с мужскими, так и с женскими образами в аспекте их тропологизации. При сопоставлении наблюдается порождение таких креативных словосочетаний, как, например, «пена страсти», «русалочные глаза», которые явно свидетельствуют о лермонтовском влиянии на Гончарова. Главный герой «Обрыва» приобщен к романтическому миропониманию и стилю, что также обнажается, как и в романе Лермонтова. И в романе предшественника, и у Гончарова акцентируется раскрытие внутренней сущности других лиц, что неразрывно связано с самоосмыслением центральных фигур. В текстах произведений это отмечается метафорами воды, которые устанавливают необычные соотношения не только с творчеством главных героев романов Лермонтова и Гончарова, но и со страстью. Репрезентация разных форм воды при этом тоже создает общность произведений. Итак, главная метафора, связующая романы, базируется на образах воды и женщин. Они активно участвуют в развертывании текста как метафоры поэтического языка. А представленный в романах процесс трансформации жизненного материала в акт осмысления (журнал/ дневник), разработка собственного слова сопровождается обновлением старых понятий. Этому служит механизм поэтической креативности, который используется для беспрерывного порождения все новых смыслов.