Языковая креативность в художественном творчестве*


2016. № 1 (7), 29-34

Институт языкознания РАН

Аннотация:

В результате анализа контекстов, в которых употребляются лексемы класса «творчество», в обыденном языке и в научных исследованиях, вырисовывается характеристика прототипа креативности и творчества. Прототип творчества, реконструируемый таким образом, лежит в основе значительного пласта исследований в области теории языка и в теоретическом литературоведении. В наиболее типовом случае «творчество» противопоставляется: материальному («внедуховному»), обыденному (старому, известному, банальному), отсутствию необходимости в доинтерпретировании (во вкладе интерпретатора в создание значения). Приступая к интерпретации текста, исходят из презумпции/ожидания креативности этого текста. В итоге интерпретация эта протекает по особым законам. Обратной стороной медали являются тактики продуцирования речи. На этом же основано правило употребления выражений языка в небуквальном значении: старайся не употреблять единиц языка, обладающих переносным значением, в контекстах, в которые тебя могут понять буквально. Кроме того, в отличие от ошибочного действия, творческий акт интенционален. Оказывается, что прототип творчества совпадает с преднамеренным осуществлением возможного, но еще не реализованного. Иначе говоря, творчество является установкой и реальным использованием потенций (в смысле В.П. Григорьева) макро- и/или микросистемы выразительных средств.