К ПРОБЛЕМЕ АНАЛИЗА «ПОЗИЦИОННОГО» АКЦЕНТА В РУССКОЙ РЕЧИ ИНОСТРАНЦЕВ


2023. № 4 (38), 230-239

Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова

Аннотация:

Анализ позиционных закономерностей русского языка на фоне родного языка учащихся позволяет по-новому оценить особенности иностранного акцента в русской речи и дать эффективные методические рекомендации, направленные на обучение произношению. В связи с этим важной задачей в контексте лингвистики и лингводидактики является описание русской позиционной системы на иноязычном фоне и учет позиционных закономерностей звукового строя родного языка в национально ориентированных курсах русской звучащей речи. О необходимости учета «позиционной» фонетики изучаемого и родного языков и описания «позиционного» акцента иностранцев представители Московской фонологической школы писали еще в середине прошлого века. Фонологические ошибки, которые могут приводить в акценте к одинаковому звучанию разных русских слов и даже к полному искажению звукового облика русского слова, достаточно часто сопряжены с переносом позиционных закономерностей родного языка на изучаемый. Сравнение позиционных закономерностей «контактирующих» фонетических систем позволяет как объяснить причины отклонений в иностранном акценте, так и прогнозировать его характеристики. Кроме того, позиционный анализ фонетической системы изучаемого языка в сопоставлении с родным дает возможность определить черты «позиционной» фонетики родного языка, на которые можно опереться в ходе освоения русского произношения. Важность изучения «позиционного» акцента с учетом переноса закономерностей первичной фонетической системы на изучаемую можно показать на материале отклонений в русской речи носителей типологически разных языков.