К ОБСУЖДЕНИЮ КОНСТРУКТИВНОГО ПРИНЦИПА ОРФОЭПИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ МЕДИАРЕЧИ
Аннотация:
Поиски конструктивного принципа медиаречи на уровне орфоэпии продиктованы причинами двоякого рода: 1) важностью объяснить причины отсутствия взаимно однозначных отношений между нормативными установками для работников СМИ, провозглашенными более 60 лет назад, и узусом; 2) необходимостью решения научно-исследовательских и прикладных задач. Дело в том, что оценка эмпирического материала сквозь призму нормы и программа курса орфоэпии для журналистов всецело зависят от трактовки содержания и специфики медиастандарта как идеала (эталона) для медиасреды, а сам эталон — от степени изученности сложившегося и закрепившегося в практике телевещания употребления. Для получения более или менее объективных данных относительно устройства медиа-текстов мы привлекали записи разных культурно-исторических эпох — советской и постсоветской; учитывали амплуа выступающего в эфире и жанрово-форматные характеристики программы; ранжировали варианты с учетом оценок профессионально ориентированных и академических словарей; опирались на работы языковедов, теоретиков медиа, наблюдения практиков. Исследование показало, что произносительная сторона медиаречи не может быть всегда одинаковой, а нормативные указания профессионально ориентированных словарей — применяться как универсальные. Границы медиастандарта, вырисовывающиеся на основе анализа реальных текстов, закономерно раздвигаются, отражая, с одной стороны, потенциальные возможности произносительной системы, с другой — многосоставность самого телевещания. Факты говорят о том, что конструктивный принцип медиа-речи как сферы бытования литературного языка заключается в коммуникативно-функциональной гибкости, находящей выражение в сосуществовании и чередовании двух основных стратегий (моделей) орфоэпического поведения. Отчетливо заявившие о себе еще в домедиатизационную эпоху дикторская и (условно) журналистская модели, выбор между которыми тесно связан с амплуа и телеформатом, складываются в единую картину, и ни одна из них не может считаться первичной по отношению к другой. Похоже, что это неписаное правило, которого придерживались и придерживаются работающие в СМИ.