МЕТРИКА И РИТМИКА ЯПОНСКОГО СТИХА: МЕТОДЫ АНАЛИЗА
Аннотация:
В работе показано, как с помощью использования современных точных методов можно доказать, что в японском стихе урегулированы именно моры, а не слоги. Кроме того, показаны варианты подсчетов, которые позволяют описать не только метрику (идеальную метрическую схему, к которой стремятся все сроки), но и ритмику (тенденции в реализации этой метрической схемы в реальных строках) такого стиха. Также проведены подсчеты по типичному расположению особых маркеров членения кирэдзи, характерных для японского языка. Они подчеркивают концы строк, а находясь внутри сроки — середину хайку, то есть середину второй из трех строк. Анализ проводился на материале 1000 хайку (3000 строк) классического японского поэта 17 в. Мацуо Басё. Было подсчитано количество мор и количество слогов (с учетом дифтонгов и без учета дифтонгов, так как наличие дифтонгов яв- ляется дискуссионным в научной литературе). Оказалось, что если учитываются моры, то стандартную структуру 5-7-5 имеют более 85% хайку, а если использовать любой вариант подсчета слогов, то структуру 5-7-5 имеет только около половины хайку (46,8% — с учетом дифтонгов и 56,2% — без учета дифтонгов). Таким образом, в японском стихе урегулированы моры, а не слоги. Наиболее частотными ритмическими вариантами хайку Басё являются 6-7-5, 5-8-5, 7-7-5 и 6-8-5. Из маркеров членения кирэдзи используются преимущественно -ya (46,4% от всех кирэд- зи) и -kana (25,3% от всех кирэдзи). Они в равной мере маркируют концы любой из трех строк, внутри же строки предпочитают позицию в середине 2-ой строки, то есть ровно посередине хайку.