В ПОИСКАХ ОРФОГРАФИИ (КРАТКИЙ ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ ВОПРОСА)
Аннотация:
Статья посвящена фрагменту истории поисков в области нормализации орфографии, которые происходили во Франции в XVII – XVIII в., и рецепции некоторых европейских идей в работах русского филолога В.К. Тредиаковского. Во Франции на протяжении XVI в. авторы и типографы пользовались разными орфографическими системами, что позволило им выработать некоторые удачные приемы, например, введение надстрочных знаков. Использования различных графических возможностей могло сопровождаться теоретической рефлексией. С одной стороны, предлагалось приблизить орфографию к произношению; так, например, Луи Мегре в трактате 1550 г. прямо предлагал писать в соответствии с фонетикой. Другие же авторы, например, типограф и лексикограф Робер Этьенн, настаивали на максимальном соблюдении этимологического принципа, позволяющего сохранить, во-первых, связь с латинским языком и, во-вторых, связи внутри словообразовательного гнезда. Роль регламентирующей инстанции сыграла Французская академия, которая на протяжении двух веков создавала основы современной орфографии. Французская академия с самого начала приняла решение соотносить орфографию с письменной традицией, ориентируясь на сформулированный Клодом Вожла принцип «bel usage», «прекрасное употребление», под которым понималось следование лучшим образцам ораторов и авторов XVII в. Однако постепенно требование следовать традиции уступило место необходимости строить «системную» орфографию, основанную на правилах. Основные инновации в области орфографии были введены Французской академией в третьем издании словаря (1740 г). Теории Луи Мегре и Клода Вожла оказали влияние на В.К. Тредиаковского. Им были восприняты идеи о преимуществах фонетического письма (Л. Мегре. Ж. Жирар), о роли «употребления» в языковых процессах (К. Вожла) и о важности «общего разума» для создания лингвистической теории.