НЕОЛОГИЯ И РИФМА (ФУТУРИСТЫ, СОВЕТСКИЕ ПОЭТЫ, CАПГИР, СОВРЕМЕННЫЕ АВТОРЫ)*
Аннотация:
В статье на материале русской поэзии ХХ века (футуристы, неоавангардисты) рассматриваются особенности использования неологизмов разного типа и функционально близких к ним слов в позиции рифмы — компонента стиховой структуры, постоянно нуждающегося в обновлении. Начало систематическому применению неологизмов и их имитаций (например, «детских» слов) в рифме восходит к творчеству русских футуристов: Хлебникову, Маяковскому, Крученых, Каменскому. Затем, в советский период, русские поэты для той же цели часто помещают в рифменную позицию разного рода экзотическую лексику: имена, географические и иные названия, специальную терминологию. Наконец, в новейшей экспериментальной поэзии в качестве рифмующихся слов вновь начинают использоваться неологизмы или функционально близкие им фрагменты слов. Особое внимание в статье уделено словотворческой практике Генриха Сапгира и его поэтике полуслова, активно работающей и на создание новых рифменных созвучий.