СОЛЮБИ, ИСЧЕЗАЯСЬ, МОЙ НОЧ: О НЕОЛОГИИ В ПОЭТИЧЕСКОЙ ГРАММАТИКЕ
Аннотация:
В статье отмечается переключение интереса с лексико-семантического анализа поэтического текста на изучение его грамматических особенностей. В связи с этим анализируются новообразования, созданные за счет взаимодействия словообразовательного и грамматического уровней языка, которые появились на современном этапе развития поэзии. Специально обсуждаются понятия «грамматического тропа» (И.П. Приходько) и «формотропа» (Н.А. Фатеева), при этом акцент делается на втором термине. Сэтой точки зрения изучаются неологичные возвратные формы глаголов и другие способы порождения возвратности, императивные формы с нестандартным управлением, случаи появления направленности действия у статических и ментальных глаголов, окказиональные краткие относительные прилагательные, страдательные причастия настоящего времени на –ем /-им, образованные от непереходных глаголов; наречия, которые формально образованы от прилагательных, но получают значение, соотносимое непосредственно с существительным; формы наречий от действительных причастий настоящего времени, формы сравнительной степени прилагательных, образованные от существительных и числительных; окказиональные отместоименные дериваты — существительные и наречия. В заключение рассматриваются особые случаи трансформации грамматического рода в современной поэзии.