ДЕВИАЦИИ СУБЪЕКТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПОВЕСТВОВАНИЯ В КОГНИТИВНО-ДИСКУРСИВНОМ ОСВЕЩЕНИИ
Аннотация:
В работе развивается когнитивно-дискурсивная теория нарратива, заложенная в наших предыдущих исследованиях. В настоящем исследовании речь идет о некоторых «странностях» в текстовой реализации «образа автора», которые свидетельствуют о крайне сложной организации этой категории, что в свою очередь коренится в некоторых сущностных особенностях естественного языка и в богатых возможностях дискурсивной актуализации ряда его базовых закономерностей и моделей. При пристальном взгляде на разворачивание нарративных структур, отвечающих за субъектную организацию повествования в художественном тексте, можно заметить некоторые девиации, которые могут фиксироваться лишь на фоне наших обыденных представлений о наличии в культурном сознании носителей языка некоего «прототипического нарратива», т. е. на фоне неких общих принципов наррации, несомненно, существующих в обыденной нехудожественной речи и интуитивно ощущаемых адресатом наррации — читателем. Это игра на «незаметном» переходе типов Повествователя или Повествователя и героя, на перемене фокуса и эмпатии, на трансформациях «точки зрения», субъектной перспективы повествования и пр. Характерным примером целого «пучка» всевозможных девиаций в плане субъектной организации повествования является начало знаменитого рассказа Дж. Д. Сэлинджера «Хорошо ловится рыбка-бананка» в переводе Р. РайтКовалевой. Здесь мы видим игру на переходе всеведущего Повествователя и прагматически мотивированного повествователя. Игру на переходе субъектной сферы Повествователя и героя в пределах одного высказывания (аномальное включение слова героя в речь повествователя), на смене общего и первого планов повествования, на взаимопереходе отстраненного Повествователя и непосредственного Наблюдателя и пр. можно найти в фрагментах из «Пиковой дамы» А.С. Пушкина, ряде произведений А.П. Чехова и др. Делается вывод, что все подобные девиации, при которых в одном высказывании совмещаются несколько субъектных планов, с точки зрения эстетической эффективности дискурса, вообще, строго говоря, не аномалии, а напротив, один из самых действенных приемов в организации повествования.