Эпистемическая модальность в русской детской речи
Аннотация:
Статья посвящена ранним этапам речевого онтогенеза эпистемической модальности — наименее изученному аспекту данной категории не только в отечественном, но и в зарубежном языкознании. Материалом для наблюдений послужила русская спонтанная речь, а именно диалог «взрослый — ребенок». Анализ начальных средств выражения эпистемической семантики — вводно-модальных слов — показал, что в речи русскоязычных детей ее экспликация становится возможной уже на третьем году жизни, однако свойственна детям в разной степени. Появляющиеся первыми экспликаторы неуверенности говорящего в достоверности сообщаемого доминируют как в отношении их разнообразия, так и в отношении частоты использования в диалоге. Рассматриваются особенности раннего эпистемического репертуара в каждом из семантических микрополей (уверенность / неуверенность). Характеризуются высказывания, на базе которых начинает развиваться эпистемическая оценка. Выявляются позициональные свойства маркеров и их функциональный диапазон в речи детей. Полученные результаты свидетельствуют о том, что основная тенденция эпистемического маркирования заключается не только в появлении новых экспликаторов, но и в расширении тех ситуаций (диктумных / объективных пропозиций), по отношению к которым ребенок выражает модальную оценку и свою рефлексию. Для онтогенеза исследуемого феномена существенны прототипичность маркера и характер его использования в речи взрослых собеседников ребенка.