Изобретатели vs. приобретатели. Творяне vs. дворяне: хлебниковский концепт креативности


2016. № 1 (7), 227-240

Альма Матер Студиорум Университет Болоньи

Аннотация:

Центром всего творчества Хлебникова является создание и трансформация языка и мира. По представлениям поэта, язык и мир объединяются, являются одним и тем же. Образование слова (словообразование) становится созданием слова (словотворчеством), которое, в свою очередь, становится созданием мира как пространства и как состояния (миротворчеством). Хлебников экспериментирует со всеми возможностями словообразования и словотворчества, расширяя границы морфологии и лексикографии, как, впрочем, и семантики. Он создает некую систему языков, которую синтезирует в своей последней «сверхповести» «Зангези», с целью достижения некоего утопического мира согласия и справедливости (Ладомир), где более не будет войн или конфликтов.

Хлебников реализует это, например, заменяя начальную букву слова. Как известно, в его лингвистической теории начальная буква содержит в себе «универсальное», абстрактное значение. Заменяя букву на другую, можно таким образом заменить значение слова на его противоположность, что видим в случае такой контрастной пары: слово дворяне тогда превращается в свою противоположность, будучи заменено хлебниковским неологизмом творяне (создатели). В других случаях Хлебников трансформирует и увеличивает семантический потенциал русских приставок, чтобы использовать его для своих утопических представлений. Например, в произведении «Труба марсиан» проводится контрастное противопоставление «Млечного Пути изобретателей и Млечного Пути приобретателей».

В целом, в этом докладе обсуждаются некоторые примеры словесной креативности (словесного творчества) Хлебникова в свете его лингвистических и философских концепций.