Поэтика косноязычия: черномырдинки


2016. № 1 (7), 168-178

Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина

Российский Государственный Гуманитарный Университет

Аннотация:

В статье рассмотрены ставшие афоризмами письменные фиксации устных спонтанных высказываний В.С. Черномырдина (черномырдинки). Они являются едва ли не самой яркой чертой речевого портрета политика.

Языковая экспрессия черномырдинок возникает благодаря их алогичности и субнормативности: нарушаются нормы русского литературного языка (стилистические, грамматические, синтаксические). Автор при этом выступает как «“Я”, творящее интуитивно, вне художественной рефлексии и творческих задач» [Григорьев 1986].

Типологические особенности черномырдинок рассматриваются в системе отношений к творчеству, креативности; к афоризмам, парадоксам; к косноязычию; к языку власти/безвластия; к языковой игре. Описывается также связь черномырдинок с интернет-коммуникацией.

«Взрыв языкового молчания, глухонемых пластов языка» [Григорьев 1986] может возникать не только в результате творческих усилий и устремлений автора текста, но также осуществляться в высказывании, которое самим автором слабо отрефлексировано. В этом случае речь может идти об отклонениях от норм литературного языка, в частности, о неправильностях, оговорках, которые тем не менее высвобождают творческую энергию и творческий потенциал языка, и которые экспертное сообщество готово оценивать эстетически. Это, в частности, объясняет тот факт, что черномырдинки продолжают оставаться популярными.