Прагматическая и эстетическая ценность «массового лингвокреатива»*
Аннотация:
В настоящей статье рассматривается общая тенденция современной русской жизни к лингвокреативной деятельности, отмечается ее интенсивность и массовый характер, обусловленные целым рядом экстралингвистических и собственно лингвистических причин; очерчиваются ее зоны (Интернет, медиатексты, нейминг); рассматриваются некоторые конкретные лексико-грамматические механизмы лингвокреативности (потенциальное словообразование, актуализация многозначности слова, графогибридизация и др.); анализируется эстетическая и прагматическая ценность «массового лингвокреатива», под которым понимается интенсивная лингвокреативная деятельность русской языковой личности за пределами художественного текста, характеризующаяся перераспределением ролей между функциями языка: прежде всего реализуются коммуникативная и волюнтативная функции языка, в то время как эстетическая функция, ведущая в художественном тексте, имеет здесь второстепенное значение, так как конфликт между прагматикой и эстетикой в текстах массового лингвокреатива, как правило, определенно разрешается в пользу первой. В аспекте соотношения прагматики и эстетики анализируются такие конкретные разновидности «массового лингвокреатива», как рекламные слоганы: они рассматриваются как мини-тексты, в которых в условиях «синтаксического минимализма» функционируют инновации, обусловленные прагматическим выбором адресантом особого, неконвенционального, способа выражения, в определенных случаях обладающие и эстетической значимостью. В таком же аспекте рассматриваются и лингвокреативные тенденции в сфере городской номинации коммерческих объектов (кафе, ресторанов, магазинов), обусловленные не только выбором номинатора, настроенного на лингвокреативность как способ привлечения внимания потенциального потребителя, но и потенциалом самой языковой системы русского языка.