Литературное использование характерных метро-ритмических форм «лапидарного слога » надписей на памятниках и их социокультурных аналогов
Аннотация:
Стихотворные и подобные стихотворным надписи на памятниках почти всегда кратки и часто имеют формы, которые в традиционной литературной поэзии были мало распространены, прежде всего моностиха, двух неравных стихов без рифмы (как бы стих с половиной), двустишия без рифм с разными клаузулами (как бы половина четверостишия), трехстишия и четверостишия без полной рифмовки, фигурной прозы. Самые короткие из этих форм употребительны также в девизах, на плакатах, транспарантах. Нехарактерные для литературы, они, однако, отражаются в ней и иногда влияют на нее. Настоящая статья посвящена взаимодействию не собственно литературных и литературных поэтических форм, которое встречается в произведениях самых разных поэтов, прозаиков, деятелей культуры XVIII–XX столетий включая Г. Р. Державина, И. И. Хемницера, Н. М. Карамзина, А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, П. С. Мочалова, А. И. Герцена, Н. А. Некрасова, Ф. М. Достоевского, В. М. Гаршина, А. М. Ремизова, Андрея Белого, М. А. Волошина, Н. С. Гумилева, А. А. Ахматову (по словам М. Л. Гаспарова, у поздней Ахматовой краткость стихотворных текстов «монументальности <…> не вредит, подчеркнутая отрывочность заставляет их казаться осколками монументов»), Б. А. Пильняка, К. К. Вагинова, А. П. Платонова, Г. И. Газданова, Ю. И. Коваля, А. А. Вознесенского, К. В. Васильева. Особое внимание уделяется реальным (надгробным) и литературным эпитафиям, в том числе распространенным в XVIII, меньше — в XIX веке эпитафиям-сатирам, которые, будучи противоположны по смыслу трагическим и восхваляющим умерших людей надписям, подменяли «понятие “мертвого” понятием духовно-отупевшего» (С. Д. Кржижановский). Признано, что метро-ритмическое строение литературных эпитафий не столь разнообразно и раскованно, как во многих реальных, которые как правило создавались не профессионалами.