Белый четырехстопный хорей с окончаниями ЖЖЖм*


2017. № 1 (11), 76-88

Институт мировой культуры МГУ имени М. В. Ломоносова

Аннотация:

Статья посвящена варианту «испанского хорея» — белому хореическому тетраметру с тремя женскими и одним мужским окончанием (ЖЖЖм). Эта строфа известна прежде всего благодаря «поэтической переписке» Блока и Ахматовой (1913–1914) и традиционно связывается с именем Блока: считают, что он первым на русской почве использовал «испанский хорей» с окончаниями ЖЖЖм в строфическом стихотворении (см. «Ты проходишь без улыбки...», 1905). Автор статьи опровергает это мнение и предлагает в качестве блоковского источника стихотворение Бальмонта 1903 г. «Нежный жемчуг, Маргарита...». В статье показано, что именно в поэтической практике Бальмонта рассматриваемая форма превратилась в самостоятельную метрическую единицу: с начала века поэт последовательно использовал белые 4-стопные двусложники ЖЖЖм (и ямб, и хорей) как функциональное соответствие испанскому стиху romance, восьмисложнику с ассонансной рифмой через строку. Из бальмонтовских переводов размер перешел в оригинальную лирику поэта, а потом был подхвачен Блоком.